понедельник, 12 сентября 2016 г.

Отличники-невидимки: что мешает талантливым ребятам в школе

Отличником в школе быть непросто: надо домашние задания делать на уровне, и на уроках штаны не просиживать, и с контрольными справляться. Однако последние исследования показывают: способные ребята могли бы добиваться куда большего результата, если бы... не учителя! Доцент департамента экономики и финансов НИУ ВШЭ Марина Шеина опросила почти 300 учителей-предметников. И обнаружила: педагоги ориентируются на самых слабых учеников в классе, а отличники остаются невидимками. То есть учителя стараются подтянуть до среднего уровня двоечников и троечников. А более способные ребята в это время стоят на месте. ХОРОШИСТЫ - ОПОРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ? В ходе исследования педагогам предложили выбрать, какой класс лучший. Класс «А»: 3 отличника, 9 хорошистов, 8 троечников, 0 двоечников. Класс «Б»: 0 отличников, 17 хорошистов, 3 троечника, 0 двоечников. Класс «В»: 8 отличников, 2 хорошиста, 9 троечников, 1 двоечник. Учителя особо не колебались: конечно, самый лучший - класс «Б»! Несмотря на то что с пятерками там все плохо. А вот урожайный на отличников класс «В» оказался для педагогов полным аутсайдером. Интересно, что преподавателям-естественнонаучникам - физикам, химикам, биологам и географам - наличие пятерок важнее, чем для их коллег. Почти треть из них отдали первенство классу «А», в котором отличники все же встречаются. А вот абсолютное большинство гуманитариев и математиков предпочли проголосовать за класс «Б» и хорошистов. Кроме того, обнаружилось, что учителя с более высокой категорией внимательнее относятся к отличникам. А их менее квалифицированные коллеги куда больше пекутся о двойках. ЗА ОТЛИЧНИКОВ НЕ ШТРАФУЮТ В чем же причина такой близорукости? Кто знает, скольких Ломоносовых могли прозевать педагоги, бьющиеся над двоечниками? - Такое положение дел логично, если «наказание» за неуспевающих учеников для педагога существенно более значимо, чем «премия» за отличников, если она вообще есть, - приводит одну из гипотез автор исследования Марина Шеина. Вот и получается, что для талантливого ребенка в школе возникает стеклянный потолок. Учится - вот и ладно, ЕГЭ сдаст! - Очевидно, что при таком раскладе невозможно обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование, - приходит к выводу исследователь. А между прочим, в новых Федеральных госстандартах образования черным по белому прописано: у нас индивидуальный подход, и каждому ребенку надо давать нагрузку и задания с учетом его возможностей. Правда, освоить такой подход смогли еще не все преподаватели. Переучиваться - дело небыстрое! Так что, если вы чувствуете, что вашему отличнику явно не хватает учительского внимания, возможно, стоит подумать о переходе в профильную школу. КСТАТИ Назубрить на айфон Многие родители сами мотивируют детей учиться на отлично. И пользуются для этого старым добрым способом - деньгами! Ну или другими серьезными подарками. - Среди родителей есть любители больших проектов: типа, если весь год будешь учиться без троек, поедем на средневековый фестиваль на острове Готланд, - рассказывает Анна Варга, эксперт по семейной психологии, доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. - Им повезет, если их ребенок такой упорный и целе­устремленный, как они полагают. Как правило, детям сложно планировать что-то на долгий срок. Мало ли что там за год произойдет, успею еще троек нахватать, так смысл учиться? Но и платить за каждую пятерку не стоит: в конце концов, хорошая учеба - это дело самого ребенка, а не родительского кошелька. - Обычно ситуация выстраивается, как с королем и генералом в знаменитом «Маленьком принце» Антуана де Сент-Экзюпери: «Если я прикажу своему генералу полететь чайкой, а он не полетит, кто будет в этом виноват?» - объясняет эксперт. - Иными словами, условия получения воспитательных подарков должны быть реалистичными и адекватными возможностям конкретного ребенка. С каким утверждением вы согласны? ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Долой классно-урочную систему. А вместо нее... Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП» На днях я получил письмо от пожилого учителя английского языка Александра Хаджи. Опытный педагог на восемнадцати страницах с примерами рассказывал, почему классно-урочная система, предложенная Яном Амосом Коменским в XVII веке, в XXI веке устарела и ее надо «сбросить с корабля истории». Собственно, с автором послания никто из опытных педагогов не будет спорить. Конечно, далеко не лучшая идея - собрать в одном классе детей одного возраста и преподавать им предмет, стараясь поровну каждому донести знания. Есть психофизические различия, есть разные характеры. В конце концов, дети развиваются по-разному. А уж когда в классе и девочки, и мальчики... Да учителям в пору их полового созревания только и остается, что кричать караул. Девочки в те годы на голову выше мальчиков. И по росту, и по способностям. Да, за десятилетия учителя как-то приноровились к ноу-хау Коменского. Кто нашел, что называется, золотую середину - равняется на середнячков, выпуская из виду лидеров (сами справятся) и отстающих (неинтересно с ними). Кто заводит любимчиков-отличников и делает на них ставку. Кто во­зится с самыми слабыми, чтобы не портить картину успеваемости. В каждом из этих вариантов, естественно, есть слабое место. При должной заботе, внимании и развитии талантов способные или сверхспособные ребята могли бы пойти дальше, достичь тех высот, которых достойны. Но, вынужденные самостоятельно барахтаться в учебном материале, далеко не все они обладают достаточным трудолюбием и усердием, чтобы упрочить то, что дано богом. Скольких талантливых ученых, инженеров, врачей мы недосчитываемся? У меня был в школе друг, сидели за одной партой. В средней школе он влет решал самые сложные примеры. А в старшей школе ему это стало неинтересно. Он начал прогуливать занятия вместе с двоечниками. Поступил в вуз на слабый факультет. И потом всю жизнь настраивал охранные системы. А могла бы его судьба сложиться совсем по-иному. Нужно индивидуальное образование, пишет Александр Хаджи. Каждому ученику или нескольким ученикам, примерно равным по способностям, - свой наставник. Это разумно и даст результат в ближайшее время. Кто спорит? Вот в Финляндии способных учеников, а там считают, что это отклонение, также как и отстающих, выделяют в отдельные группы и с ними занимаются отдельные педагоги. Для того чтобы и те и другие не скучали на уроках, не портили общую картину. В этой стране (кстати, качество школьного образования здесь одно из самых высоких в мире) педагогический упор сделан на середнячков - на развитие их знаний и навыков. Особые школьники из этой страны не побеждают на международных предметных олимпиадах. Зато общий - средний уровень учеников гораздо выше, чем у нас в стране, где учитель как-то должен в течение 45 минут и материал рассказать, и всех своих разномастных подопечных увлечь. И вот тут проблема, решить которую не в состоянии даже страна с самой сильной экономикой в мире: где взять такое количество индивидуальных наставников? Тупик? К счастью, есть надежда, что нет. И именно в нашем веке. Появились электронные ресурсы и электронные наставники. В Сеть сейчас выкладывают уроки по всем предметам школьной программы, проведенные лучшими учителями страны. Неинтересно на уроке, обогнал одноклассников - учись дальше онлайн. В ближайшие год-два вся программа будет в интернете - с дополнительными и углубленными заданиями. И вот тут возникнет главная проблема: а готовы ли школы конкурировать с электронными уроками? Готов ли обычный учитель волей-неволей конкурировать с коллегой из интернета? Смогут ли они адекватно оценивать и поддерживать тех ребят, которые (при поддержке родителей) пойдут вперед, не ориентируясь на середняков в классе? Смогут ли сдержать себя, когда окажется, что ученик подкованнее учителя? Оценки-то все равно будут ему ставить в родной школе. Не наткнется ли новшество, готовое наконец стряхнуть замшелую классно-урочную систему, с противодействием тех, кто (пусть и вынужденно) в этой системе работает и другого и знать не хочет?

Источник: news.uodoo.com: Новости дня. Читайте подробнее по ссылке: http://news.uodoo.com/detail/1822111000156860/channel_russian/society/1473634904553

Поделиться: