Данная страница не обновлялась более года, возможно информация устарела.

Сообщить об ошибке Управлять страницей

 

В связи с присоединением России к Болонскому процессу Минобрнауки РФ с 2008 г. говорит о необходимости перехода к новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО).

 Болонский процесс - это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых преобразований в вузах Европы, создание единого европейского научного и образовательного пространства (Болонского содружества).

 Основная цель создания Болонского содружества - это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы.

 В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, странам-участникам предлагается ввести две ступени обучения: 1-ая - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра, и 2-ая - степени магистра.

Преимущества такого подхода:

- возможность последовательного освоения основных образовательных программ (ООП) разных уровней: бакалавра (первый уровень), специалиста или магистра (второй уровень);

- обеспечение фундаментальности образования и научных традиций;

- сохранение основных преимуществ пятилетнего образования;

- преемственность образовательных программ разных уровней; отсутствие дублирования дисциплин в учебных модулях;

- возможность асинхронной организации учебного процесса, возможность выбора продолжительности обучения;

- возможность конкурсного отбора при переходе с уровня на уровень.

 Механизм последовательной реализации образовательных программ разного уровня опирается на очень важную деталь — наличие профилей в ООП бакалавриата. Следует подчеркнуть, что профиль бакалавра представляет собой прежде всего фундаментальную основу его базового образования и условие продолжения обучения на втором уровне высшего профобразования (специалиста или магистра).

 Компетенции — краеугольный камень в новом подходе к образованию.

Разработчики ФГОС остановились на подходах, предложенных европейскими экспертами в ходе воплощения в жизнь многолетнего (с 2000 года) международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING). В соответствии с этими предложениями можно использовать понятия общих и специальных компетенций. К общим относят:

- инструментальные (общенаучные), включающие в себя базовые общие знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук; базовые компьютерные и лингвистические навыки; умение извлекать и анализировать информацию из различных источников; способность понимать и использовать новые идеи; способность организовать и планировать работу и др.;

- межличностные (социально-личностные), включающие в себя способность к критике и самокритике, терпимость, умение работать в коллективе, общую культуру, приверженность к этическим ценностям;

- системные (в том числе организационно-управленческие), включающие в себя способность применять полученные знания на практике; способность к адаптации к новым ситуациям; знание организационно-правовых основ своей деятельности, способность организовать работу и др.

К специальным (профессиональным) компетенциям причисляют:

- базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности;

- профессионально профилированные (специализированные) знания в соответствии с конкретным профилем или специализацией выпускника.

Во ФГОС третьего поколения набор общих компетенций для одного направления образования должен быть одинаков, а наборы специальных компетенций для бакалавра, специалиста и магистра — отличаться по объему: количество компетенций возрастает на разных уровнях образования. Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие смысловые блоки (модули), а содержание модулей дисциплин полностью соответствовать уровню компетенций.