(3812) 23-24-79 (3812) 24-21-85 http://www.irooo.omskedu.ru |
|
Сообщить об ошибке Управлять страницей
Институт развития образования Омской области – одно из старейших образовательных учреждений Омской области. История института берет свое начало с середины тридцатых годов, а точнее - с января 1935 года, когда в Омске начинает функционировать институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО).
В первый период своего существования в институте проходят 530 омских учителей курсовую подготовку в своем городе, а для 36 учителей истории организуется учебная экскурсия по маршруту «Омск - Москва – Ленинград». Всего в штате института числится 13 человек, в том числе А.М. Жихарев, научный сотрудник по вопросам естествознания, Э.М. Эрнст, научный сотрудник по вопросам истории, 3 инструктора по курсам, инспектор по дошкольной работе, директор и его помощник, технические служащие.
29 декабря 1938 года Президиум Омского облисполкома слушает вопрос "О реорганизации областного методического кабинета и ИПККНО" и принимает реше¬ние о слиянии ИПККНО, областного методического кабинета и педагогического музея. Омский институт усовершенствования учителей (ИУУ) становится областным центром повышения квалификации педагогических кадров. В штате - 15 научных работников, 2 мастера по изготовлению учебно-наглядных пособий, заведующий музейно-выставочным отделом. В институте создана кабинетная структура (кабинеты литературы, русского и иностранных языков, математики и физики, педагогики, начальной школы, естествознания, истории), работает музейно-выставочный отдел. Впервые проводится областная педагогическая выставка на тему «Положительный опыт школ Омской области», в которой участвуют 50 учителей и преподавателей вузов.
В августе 1940 года проведена первая научно-педагогическая конференция, в которой принимают участие методисты и научные работники института, лучшие учителя, научные работники омских вузов и Тюменского педагогического института. К началу 1938/39 учебного года институт получает в свое распоряжение уютное здание на улице Сенной, 22.
В предвоенные и военные годы в институте работают омские ученые, чьи имена составляют гордость омской науки - это А.С. Сливко и С.А. Сливко, М.Ф. Физиков, Г.И. Горбунов, В.Н. Червоненко и другие. Многие сотрудники института уходят защищать свою Родину, оста¬ется лишь 17 методистов.
В 1943 году институт принимает участие в размещении эвакуированных из Ленинграда и Ярославля. Часть своего здания на ул. Сенной, 22 отдает в распоряжение санитарной части НКВД, поэтому занятия для учителей проходят в школе №10 г. Омска.
В марте 1945 года решением облисполкома утверждено новое штатное расписание института на 38 человек. В этом же году на базе института проходят Первые педагогические чте¬ния, впоследствии ставшие традиционными. Материалы педагогических чтений издаются отдельными брошюрами и сборниками «Из опыта работы школ области», выпускается информационный бюллетень, устраиваются областные выставки.
Продолжая традиции, институт руководит самообразованием педагогических кадров: только в 1949-1950 учебном году методисты побывали в 26 районах области, организовав 51 выезд группами.
В 1953-1954 учебном году совместно с 34 методическими кабинетами издается 3-й сборник "Передовые учителя Омской области о своем опыте". Тираж составляет 5000 экземпляров.
В 1957-1958 учебном году в институте опубликованы материалы I Съезда омских учителей.
В 1964-1965 учебном году проводятся областные Педагогические чтения. Из 117 докладов, внесенных в Программу, 55 рекомендовано на Центральные педагогические чтения. В подготовке педагогических чтений участвуют методисты института, среди них Л.А. Москвина, И.А. Чуянова, В.Н. Новикова, Л.А. Чурилина, Г.П. Фролов, С.С. Васильева, М.И. Иванова.
В 1965-1966 учебном году проводится I-я Областная конференция «Школа, семья, общественность». Более 240 человек выступает с докладами на курсах, педагогических чтениях. Их опыт представлен на Выставке достижений народного хозяйства в Москве.
В 1965/66 учебном году курсовую подготовку проходят до 15 тысяч человек. В эти годы укрепляются связи института усовершенствования учителей с вузами города, научно-исследовательскими институтами России, ежегодно осуществляется учеба методистов в Москве, Ленинграде и других городах СССР.
В центре внимания находятся вопросы формирования, изучения и распространения передового педагогического опыта учителей, руководителей школ и учреждения дополнительного образования. Опыт «лучших из лучших» представляется не только на областном уровне, но и на ВДНХ СССР. Сотрудники кабинетов географии, труда, дошкольных учреждений становятся участниками ВДНХ.
В 1974-1975 г. наступает период, когда небольшое помещение института не позволяет обеспечить качественное повышение квалификации педагогов области. Облисполком принимает решение: передать здание по адресу Тарская 2, построенное еще в 1876 году по проекту архитектора Э.И. Эзета, институту.
С 1975 по 1992 годы в институте создается Ученый совет, под руководством Академии педагогических наук СССР методисты института ведут апробацию учебников, пособий и новых методик, идет интенсивная работа по изменению содержания курсовой подготовки кадров.
В 1978 году за высокий уровень методической работы институт награждается Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.
В 1982 году институт организует Республиканскую выставку достижений ученических производственных бригад и награждается Почетной грамотой ВДНХ СССР, Переходящим Красным Знаменем Министерства образования СССР.
В 1986 году одним из первых в России Омский институт усовершенствования учителей открывает кафедры педагогики и психологии, истории и обществознания. С этого же года Омский институт усовершенствования учителей становится Региональным центром повышения квалификации педагогических кадров и проводит курсы для 11 категорий слушателей из разных регионов страны. В Омском ИУУ обучаются учителя русского языка Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и повышают свою квалификацию работники педагогических училищ по музыке, физическому воспи¬танию, специалисты трудового обучения, организаторы внеклассной и внешкольной работы Ханты-Мансийска, Тюмени, Уренгоя, Юрги, Хабаровска и других
В 1987 году в состав института входит Омский областной учебно-методический кабинет профессионального технического образования. В это время в структуре института создаются кафедрально-лабораторные комплексы.
В 1991 году институт становится лауреатом Выставки достижений народного хозяйства и получает серебряную медаль.
В соответствии с приказом №76 от 02.03.1992г. «О реорганизации областного института усовершенствования учителей» он становится Омским областным институтом повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Перед институтом стоят задачи обновления содержания общего образования в регионе, изменения подходов к организации опытно-экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, определения требований к отбору, структурированию информации, выстраивания системы методической работы в регионе. В это время в институте работают кафедры педагогики и психологии, управления образованием; создаются кафедрально-лабораторные комплексы., художественная галереи «Мир живописи»; центр опытно-экспериментальных работ – 1995г.
В центре внимания ИПКРО – оказание практической помощи образовательным учреждениям в переводе их на индивидуальные учебные планы, разработанные в соответствии с базисным учебным планом Министерства образования Российской Федерации. В ИПКРО работает более 100 человек, из них 6 профессоров, 12 кандидатов наук, старших преподавателей 33.
Институт ежегодно обучает до 9 тысяч слушателей. В их распоряжении просторные учебные аудитории, современная компьютерная и видеотехника, библиотека, фонд которой составляет 50000 научной, научно-методической и художественной литературы, в том числе изданной институтом. Ежегодно проходит 4-5 научно-практических конференций по актуальным проблемам педагогической теории и практики. Развивается конкурсное движение – проводятся конкурс «Школа года», «Педагог года».
В 2003 г. институт повышения квалификации работников образования переходит к новому этапу своего развития. Возникает необходимость изменения его структуры.
Выделяются общеинститутские и предметные кафедры, а также вспомогательные подразделения: отделы организации учебного процесса и технического обеспечения, научно-методический отдел, информационно-аналитический и редакционно-издательский центры, библиотека и материально-техническое подразделение.
На протяжении всей истории института сложились свои традиции, одна из них - преемственность поколений.