Римско-католический храм Святого Георгия Победоносца
Данная страница не обновлялась более года, возможно информация устарела.

Сообщить об ошибке Управлять страницей

 

История образования католического прихода в г. Омске:

С чего начиналось..
Незначительное число католиков с древнейших времен проживало на территории Руси и России. Но взаимоотношения русского православного государства и римско-католической церкви всегда были довольно сложными. Распространение католицизма в Сибири восходит к началу ХIХ века. Начало 1860-х годов было ознаменовано появлением в Омске католического храма.

В 1860-м г. в Омске было 332 католика. 15 ноября 1861 года было утверждено разрешение «отставному Надворному Советнику Паклевскому-Козелло построить в г. Омске на собственный счет Латинскую церковь». Проект костела был выполнен архитектором сибирского казачьего войска Гавриилом Степановичем Вершининым в готическом духе со стрельчатыми окнами и порталом и окном-розой на главном фасаде. 2 января 1862 года проект был в общем одобрен, но необходимо было изменить фасад, не затрагивая плана. 18 января откорректированный и подписанный кантонистом Ивановым проект был Высочайше утвержден.
Костел был возведен на площади у Никольского казачьего собора между зданием Общественного Собрания и мечети. В интерьере был прекрасный иконостас работы ссыльных поляков и орган.
В 1889 году прихожане-католики обратились с прошением построить колокольню в честь ознаменования «чудесного спасения драгоценной жизни их Императорских Величеств и Августейшего Семейства от опасности, угрожавшей при крушении императорского поезда 17 октября минувшего года на Харьково-Азовской железной дороге». Разрешение было получено и вскоре появилась небольшая колокольня, выполненная в стилистическом единстве с костелом – проемы в форме стрельчатых арок, башенки и другие элементы декора. С западной стороны был построен придел для ризницы с архивом.

В 1895 году за казачьим кладбищем католики получили землю для кладбища, где построили небольшую часовню.
25 февраля 1906 г. Могилевской епархией Римско-католической церкви было подано прошение об утверждении чертежей расширения католического костела в г. Омске. Свой окончательный облик костел получил в 1910 – 1911 годы. В 1910 году было разрешено разобрать часовню и материалы употребить на постройку костельной башни и ризницы. Здание стало крестообразным в плане и получило высотную доминанту – высокую стрельчатую колокольню с шатром.
В 1884 году настоятелем костела был ксендз Г. Гриневицкий, а в конце ХIХ века омским куратом и военным капелланом являлся священник Лев Чудовский, его сменил Иоганн Виткевич. Настоятелем костела в 1903 г. был Адам Шпиганович, а в июне в Омск прибыл ксендз Бенедикт Скрында. В 1905 г. ксендз Иоганн Булло был назначен Могилевским митрополитом законоучителем в I женскую гимназию и в двухклассное мужское училище на станцию «Омск».

Прихожанами римско-католической церкви были самые разные люди – от генералов до крестьян. В 1900-е годы это были: генерал-майор М. Ф. Габриалович, дворяне И. И. Яздовский, М. М. Голинский, В. Бишевский, старший воинский советник К. И. Белевич, ветеринарный врач Шукевич. Католики активно участвовали в деятельности Красного Креста. В конце ХIХ века было создано римско-католическое благотворительное общество. В 1910-е годы председателем правления общества был С. И. Яздовский. В богадельне Омского римско-католического общества в 1914 году призревался 31 человек обоего пола.
При костеле 20 сентября 1906 г. было открыто начальное училище римско-католического благотворительного общества, заведовала которым В. И. Яздовская. Существовало оно на средства этой общественной организации и пособия от городского общества.
Римско-католическое учение преподавалось и на русском языке – в кадетском корпусе, мужской железнодорожной школе и других учебных заведениях.
Поток переселенцев-католиков был довольно велик, поэтому за 10 лет (с 1898 по 1908 годы) разрешено было построить римско-католические молитвенные дома в поселках Деспотзеновском и Елизаветинском Тюкалинского уезда Тобольской губернии, деревне Ботвиной Тарского уезда, городе Петропавловске Акмолинской области, все они были приписаны к Омскому костелу.
В 1910 году митрополитом Могилевской епархии был учрежден Омский деканат с причислением к нему костелов: Омского, Тобольского, Тюменского, Челябинского, Екатеринбургского, Курганского, Кемеровского, Мариенбургского и Кустанайского со всей Тургайской областью, равно как и строящиеся костелы в Петропавловске, а также всех костелов, которые могли возникнуть в пределах вышеупомянутых приходов. На должность декана назначен, с оставлением в занимаемой должности, курат Омского костела ксендз Александр Билякевич. Таким образом, Омск стал одним из центров католической жизни России.

Костел в советский период..

По декрету об отделении Церкви от государства здание костела было национализировано, и община арендовала его. Хотя в первые годы советской власти при костеле существовала школа для девочек, созданная до революции. В 1927 году по официальным данным в костеле было 63 прихожанина, а в следующем – 50. В актах обследования церковных архивов Омокрархбюро от 12 января 1930 г. в храме отмечены только богословские книги на латинском языке.
22 августа 1930 г. был арестован ксендз католического костела в Омске Михаил Михайлович Бугенис (1890–?). Уроженец Ковенской губернии, литовец, он окончил три курса римско-католической духовной академии в Петербурге. В 1914–1922 годах он был викарием католической митрополичьей и приходской церкви Успения Пресвятой Девы Марии, с самым большим приходом в столице – 15800 человек и преподавал в Петербургской римско-католической духовной семинарии. В Омске с 1922 года. 20 мая 1931 г. судебная коллегия ОГПУ осудила ксендза на 10 лет лагерей. Он был отправлен в Мариинский концлагерь. В 1930-е годы ксендза Михаила Бугениса, находившегося на Соловках, поляки обменяли на советского разведчика. Дальнейшая его судьба автору статьи неизвестна.
В деле «О возвращении костела католической общине г. Омска» речь идет о борьбе общины за здание. 3 октября 1932 г. постановлением № 3731 Западносибирского крайисполкома решался вопрос о ликвидации храма: «…добровольный отказ католического общества от пользования в дальнейшем зданием костела и культовым имуществом, выразившийся в постановлении Общего Собрания верующих от 15/VIII – 1932 г., считать молитвенный пункт города Омска ликвидированным, здание передать Горсовету для использования на культпросвет. цели. Зам. председателя крайисполкома Рещиков».
Совет Омского религиозного общества католиков в лице его членов: Ю. С. Спачинской, Л. П. Лаврецкой, Е. Ф. Сташкевич подали заявление, где говорилось: «…Никакого заявления в 1925 г. об отказе о пользовании нами костелом не было… В 1932 г. от ремонта не отказывались, не было стройматериалов, поэтому костел был изъят из пользования… 8 апреля 1935 года».
Всероссийский центральный исполнительный комитет прореагировал на жалобу, на что ответственный секретарь Областной комиссии по вопросам культов Калугин написал: «На Ваш № ОМ–2 от 31/V – 35 сообщаем следующее, что костел в ведении Омского краеведческого музея под антирелигиозным отделом… считаем претензию общины не основательной и не подлежащей удовлетворению».
На самом деле, с 13 октября 1932 года в нем временно размещался детский дом для беспризорников.
По данным на 1937 год в общине католиков, собиравшейся на 4-й Линии, 124 было 108 человек, ксендзом указан Я. В. Вольф, в другом списке зафиксировано 98 человек.
1 августа 1937 г. в переоборудованном здании костела открылся Городской летний театр. Например, 21 сентября 1942 г. там состоялся вечер знаменитого актера и режиссера кукольного театра заслуженного артиста РСФСР С. В. Образцова. По воспоминаниям бывшего главного архитектора Омска Г. А. Капустина, колокольня была снесена, а к зданию пристроили площадку летнего театра. Здание костела было разобрано в 1965-м году. Теперь на его месте – театр для детей и молодежи (построен в 1967 г.).
Во время Второй мировой войны в Омск были высланы поволжские немцы, которые часто собирались на чтение молитв Розария по домам. В их жилищах в 50-70-е годы служили мессу приезжавшие священники, среди которых был епископ Александр Хира из Караганды. В 1984 г. немецкая лютеранская община в Омске добилась регистрации, сообщил о. Андрей Ферко. Узнав об этом, католики тоже начали собирать документы и зарегистрировали свой приход у уполномоченного Совета по делам религий.

Сейчас омская католическая община построила костел в Старом Кировске на ул. Авиационной.